Методические рекомендации

Методические рекомендации по работе над социальными и творческими проектами

Технология социального проектирования.pdf
Алгоритм разработки социального проекта.pdf
Паспорт социального проекта.pdf


Методические рекомендации по работе над исследовательскими проектами 

«Метод проектов».pdf
«Проектная деятельность».pdf


Гонцова М.В., канд.ист.наук,
зам. директора по НМР
МАУО гимназии №18 г.  Нижний Тагил

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИСТОРИИ

Одной из эффективных форм организации внеурочной деятельности по истории является проектная работа.  В решении задач развития универсальных учебных действий проектной деятельности придается большое значение, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определенного продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и учащимся.

В настоящее время проектная работа внесла свои изменения в устоявшуюся систему образования. Эти изменения диктуются самой жизнью, развитием новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Но необходимо отметить, что существует ряд проблем реализации проблемно-деятельностного обучения посредством включения педагогов и обучающихся в совместную проектную деятельность.

  • Перенесение в проектную деятельность традиционных классических форм организации образовательного процесса, где учитель – наставник, а ученик – пассивный участник образовательного процесса. В проектной работе ученик из пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа становится главным деятелем. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

  • Трудности в переходе к новым формам взаимодействия. В проектной деятельности должен складываться такой способ распределения действий между участниками, при котором возможности действия одного партнёра проверяются через действия другого партнёра. Особое значение в этом контексте придается формированию системы отношений «учитель-ученик», субъекты которой являются партнерами в решении творческих задач. Содержание работ, в которых роль учителя проявляется в качестве тьютора (организатора, советчика) или коуча (партнера), является достаточно результативным.

  • Отсутствие системности и взаимосвязи между уровнями образования в организации и осуществлении проектной деятельности.

Важнейшей задачей ФГОС  сегодня является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий (УУД), обеспечивающих учащимся способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В настоящее время необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание о том, как эту информацию добывать, интегрировать или создавать. И важнейшим инструментом в этой работе становится проектная деятельность.

Под проектной деятельностью в условиях применения современных образовательных стандартов мы понимаем деятельность, связанную с решением творческой задачи с неизвестным заранее решением на основе выбора учащимся индивидуальной стратегии. Эффективное овладение УУД, достижение метапредметных результатов, повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака — самостоятельного выбора.

Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор.

Проектная работа должна соответствовать следующим требованиям:

  • рассматривать проблему, не получившую достаточного освещения в научной литературе или новую постановку известной проблемы;
  • содержать элементы научного исследования и выполняться на актуальную тему;
  • точно отражать формулировку темы в содержании работы;
  • не допускать заимствования, плагиата, несамостоятельности в выполнении работы;
  • иметь четкое построение, логическую последовательность в изложении материала;
  • содержать убедительную аргументацию, для чего в тексте работы широко использовать иллюстративный материал;
  • завершаться обоснованиями, рекомендациями и доказательными выводами.

Компоненты исследовательского проекта по истории

 Продуктивность современного исторического исследования складывается из 5 основных компонентов, каждый из которых следует охарактеризовать.

1.     Постановка проблемы

Первый компонент – определение проблемы исследования. Конечный успех и значимость исторического исследования зависит прежде всего от правильной постановки проблемы. Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении задачи, способы решения которых неизвестны или известны не полностью. Правила постановки научной проблемы можно считать одним из основных методов научного исследования. Формулировка проблемы включает в себя, как правило, три части

Описание исходного знания — того, что дано до начала исследования. На этом этапе определяются объект и предмет исследования. Объект исторического исследования – это определённая часть исторической действительности, то есть, объект исторического исследования – это любое явление исторического прошлого, информация о котором сохранилась в исторических источниках и подвергается изучению с помощью научных методов. При определении объекта исторического исследования обязательно должны быть указаны хронологические и пространственные рамки этого объекта. Предмет исследования – это свойства, стороны, отношения и процессы в объекте исследования, выделяемые исследователем для целенаправленного изучения. Название или тема научной работы формулируются чаще всего как обобщённое и краткое указание на предмет исследования. Предмет исследования корректнее всего указывать именами существительными, а не другими частями речи. Предмет исследования, также как и его результат не должен формулироваться в виде указания на процесс. Например, предметом или результатом исследования не может быть «поиск» или «анализ» чего-либо. Поиском и анализом – могут быть цели и задачи, с которыми мы подходим к объекту и предмету.

Важно! Ошибкой многих исследователей, не достигших конкретных результатов своей работы, является неумение определить предмет. В итоге, текст становится «раздутым» и многословным, при этом сам предмет исследования может остаться нераскрытым в полной мере. Здесь стоит отметить, что если объект изучения всегда неисчерпаем, то предмет как раз для того и выделяется, что бы до конца этот предмет изучить, насколько это возможно на текущем уровне развития науки и при имеющемся комплексе исторических источников.

Выявление противоречий в уже имеющемся знании. Эта главная часть в формулировке проблемы. Если отсутствуют вопросы и противоречия – отсутствует проблема! Этот этап работы учащегося проявляется в изучении  литературы по теме исследования. Даже если во введении он не приводится, этот этап пропускать нельзя.

На основе определенного предмета, а также выявленного противоречия, формулируется тема исследования. Тема научного исследования является составной частью проблемы. В результате исследований по теме получают ответы на определенный круг научных вопросов, охватывающих часть проблемы. Обобщение результатов ответов по комплексу тем может дать решение научной проблемы.

Важно! Ошибкой является другая последовательность в определении проблемы исследования, когда сначала выбирается тема по интересам учащегося, а под нее уже «искусственно» подгоняется противоречие.

Выбор темы проекта. Для того чтобы достичь продуктивности в исследовательской деятельности, при определении темы следует соблюдать ряд важных правил:

  • Формулированию темы должен предшествовать анализ противоречий в уже имеющемся знании по предмету исследования.

 

  • Должны быть четко определены хронологические и пространственные рамки своего исследования. Наиболее продуктивными считаются узкие темы. Исследователи часто избегают брать узкие темы. Это неправильно, т.к. работы, посвященные широким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятельными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально. Следовательно, более выигрышными являются работы, основанные, как правило, на региональном материале, и позволяющие на частных примерах локальной истории изучить и понять закономерности «большой истории».

 

  • Выбор актуальной темы. Актуальность определяется научной новизной этого исследования, а также степенью его общественной значимости. Одним из простых путей решения такой проблемы является ориентация исследователя на актуальные события, юбилейные даты предстоящего года (в который исследование будет представлено, защищено). Так, например, 2016 год является: перекрестным годом Греции-России; Годом российского кино. 2017 год объявлен годом экологии. Также в 2017 году будут отмечать 100-летие Октябрьской революции.

 

Актуальность темы обосновывается во введении проектной работы.

Пример формулировки актуальности темы в проекте «Благотворительная деятельность тагильчан в годы Первой мировой войны»:

В нашей работе мы хотели бы затронуть вопрос об истории отечественной благотворительности. В настоящее время эта тема становится все более актуальной и востребованной. Большой интерес сегодня представляют как различные стороны исторического опыта становления благотворительной деятельности в нашей стране, так и состояние благотворительности на региональном уровне. Причиной пристального внимания является обострение многих социальных проблем в стране, в некоторых чертах сходность ситуации сегодняшней с периодом начала XX века. Экономические реформы в России привели к резкому социальному расслоению, к росту числа людей, проживающих «за чертой бедности», появлению нищенства. Именно поэтому сегодня важно как восстановить всю систему социальной помощи государства лицам, в ней нуждающимся, так и понять особенности милосердной и благотворительной работы различных общественных учреждений, церкви и частных лиц.

Постановка цели и задач исследования. Указания на возможные пути решения или констатация их отсутствия в неразвитой проблеме. На этом этапе формулируются общие цели исследования и конкретные задачи, выполнение которых необходимо для достижения этих целей.

Цель исследования должна согласовываться с предметом исследования и быть направленной на его раскрытие.

Задачи должны отражать последовательность достижения цели данной конкретной работы. Во введении не должны указываться те задачи, которые являются общими для организации проектной работы и не связаны с конкретной темой. К таким задачам относятся: поиск литературы по теме исследования; анализ учебной литературы и научных работ исследователей по теме проектной работы; сбор и систематизация источников и т.д.

Пример формулировки объекта, предмета, цели и задач исследования в проекте «Метафоры в политическом дискурсе: создание образа врага и образа героя в периодической печати в годы Великой Отечественной войны»:

Объект исследования: формы и методы идеологического воздействия власти на сознание людей.

Предмет исследования: метафорические образы врага и героя в периодической печати в 1941-1945 годах.

Цель исследования: определить роль и специфику использования метафор в политическом дискурсе через создание образа врага и образа героя в периодической печати в годы Великой Отечественной войны.

Задачи исследования:

  • Охарактеризовать задачи и механизмы идеологического воздействия на сознание людей в советское время;
  • Выявить особенности влияния периодической печати на мировоззрение советского человека.
  • Определить место политической метафоры в формировании образа врага и образа героя;
  • Проанализировать материалы периодической печати для представления образа врага и образа героя в годы Великой Отечественной войны (на примере периодической печати г. Нижний Тагил);
  • Определить динамику изменения характера метафор периодической печати на протяжении военного времени;

 

2. Выбор подхода исследования

Вторым компонентом продуктивного исторического проекта является выбор актуального направления истории в качестве теоретической основы, концепции исследования:

  • Социальная история. Акцент будет сделан на изучении взаимоотношения и взаимовлияния власти и народа.

 

  • Новая социальная история. Для новой социальной истории характерно изучение внутреннего состояния общества, отдельных его групп и отношений между ними

 

  • История повседневности. В рамках истории повседневности особое внимание уделяется взаимосвязи ежедневных бытовых практик человека с теми моделями поведения, эмоциональными реакциями, которые формируют менталитет и массовое сознание народа. В ракурсе внимания исследователя оказывается восприятие людьми реалий того времени, отражение этого в их поведении, проявление в выработке определенных стратегий поведенческих.

 

  • Микроистория. Метод микроанализа применительно к историческому исследованию позволяет изучать или измерять малые величины, предполагает использование всей совокупности местных источников, для выявления частностей (случайностей) в процессе изучения индивидуальных и групповых повседневных практик.

 

  • Гендерная история. Изучение различных аспектов жизни общества может быть направлено на выявление определенной роли женщин, мужчин или детей.

 

  • Визуальная антропология. Образы рассматриваются как источники информации об обществе и истории. Зрительное восприятие, таким образом, помещается в культурный и исторический контексты: это не просто психологическая функция, но и культурный механизм – что и как способен видеть человек в данном историческом пространстве и времени.

 

3.   Определение методов исследования

Третий компонент. Осознанное использование методов исследования.

Важно! Осознание учащимися методов исторического исследования невозможно без помощи руководителя. Ошибкой является «подгонка» методов исследования под уже готовую работу. Учащийся изначально должен понять, что метод является не просто абстрактной формой познания предмета, а конкретным приемом извлечения информации из первоисточника.

Выделяется три основные группы методов:
Общенаучные методы – анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, сравнение
Специально-исторические методы – историко-генетический; историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный; ретроспективный.
Междисциплинарные методы исследования – анкетирование и интервью; контент-анализ, методы описательной статистики; методы графического отображения данных

4. Критерии оценки проектных работ

Четвертый компонент. При написании исследовательской работы необходимо учитывать критерии оценки проектов. Критерии эти не едины для всех конкурсов, могут отличаться, но общие среди них, все же, есть. Так, если конечную оценку проекта по итогам его написания и защиты можно представить в виде 100%, то 40 из них – максимальный балл оценки самого проекта и 60 (!) – оценка самой защиты учащимся исследовательской работы.

5. Защита исследовательского проекта

Пятый компонент — защита исследовательского проекта. Как мы уже отмечали, от успешной защиты во многом зависит конечная оценка проекта, признание его общественно-значимым и продуктивным исследованием. Для того чтобы защита была успешной необходимо соблюдать ряд требований:

— На защите должны быть представлены результаты исследования, обоснованы выводы. Ошибкой является акцентирование внимание на пересказе содержания работы!

—  При защите строго учитывать регламент выступления (7-10 мин.)

— Учащийся должен показать не только знание своего «узкого» предмета исследования, но и его связь с историческими явлениями и процессами другого уровня (например, учащийся, выступающий с темой «Нижний Тагил в годы Первой Мировой войны, должен знать, какие события происходили в это время в стране, мире, должен понимать влияние процессов глобальной истории, их отражение на локальном уровне)

— Учащийся должен показать и доказать значимость, перспективность своего исследования, позволяющего в дальнейшем развивать тему, участвовать в других конкурсах, получать гранты.

Особенно следует выделить типичные ошибки, которые допускаются при написании исследовательских проектов:

  • Выбор чрезвычайно широкой темы исследования
  • Отсутствие постановки проблемы исследования
  • Неумение определять объект и предмет исследования, ставить цели и задачи
  • Нет аналитической работы
  • Неумение формулировать выводы по главам
  • Неумение выводить результаты исходя из задач. В конечном итоге исследование представляет собой описание

    какого-либо явления, его более подробное, по сравнению с учебной программой, освещение в реферативной форме – т.е. результатом конечной работы учащегося является, по сути, лишь подготовительный этап определения границ предмета исследования

  • Непонимание методов исследования (неприменение в работе указанной методологической базы), особенностей их применения к источникам
  • Реферативный характер (нередко и компилятивный) работы
  • Неумение выделить главную мысль исследования, поверхностность суждений, цитирование без ссылок на автора, отсутствие собственных обобщений, несоответствие выводов работы задачам исследования
  • Неправильное оформление научно-справочного аппарата
  • Слабое использование в работе новой литературы за последнее десятилетие (большинство работ устарели в плане их научной актуальности)
  • Несоблюдение структуры исследования
  • Отсутствие практически значимого результата исследования

Основные недостатки, проявившиеся во время защиты исследовательских проектов:

  • Некоторая несогласованность текста устного выступления с информацией, представленной в презентационных слайдах.
  • Неумение отобрать для защиты материал, позволяющий продемонстрировать все достоинства проекта в установленное регламентом время выступления
  • Неподготовленность выступающих к ответам на вопросы по теме своего исследования, а не только строго по содержанию.

Comments are closed.